Здесь мы публикуем текст, который написал к игре Николя. Не то, чтобы он в полной мере отражал мастерскую позицию, но если кого-то из игроков он вдохновит, мы против не будем.
Египет – это одно из первых аграрных обществ, причем пользующихся ирригационным земледелием. Последнее очень важно, ибо подразумевает невозможность существования небольших хозяйств – только большая организованная группа людей способна выкопать ирригационный канал, построить дамбы от разлива Нила и так далее. Поэтому египтяне живут не просто большими семьями, но большими общинами, в которых все работают сообща. Никто не ценит собственную индивидуальность, все ценят силу общины. У простого человека нет личного богатства и успеха – есть богатство и успех его общины или артели. Египтянин богат, когда богаты храмы, в которые он ходит и богата община, в которой он работает.
Если египтянин собирается что-то сделать – выполнить работу, пообедать, сходить в храм и так далее, он зовет с собой товарища и они делают это как минимум вдвоем.
Мир египтянина прост, невелик и страшен. Есть Нил и его узкая плодородная равнина. Все это окружено пустыней – Красной Землей, где покоятся души мертвых и живут гигантские скорпионы, и жестоким морем, которое нельзя пить, обиталищем злых духов и демонов. На юге и северо-западе – Горемычная земля, люди там живут плохо и несчастно, не знают письма и не строят домов. Раз они живут несчастно – значит за что-то наказаны, а раз наказаны – значит плохие люди. Дела иметь с ними не нужно. Таким образом, даже живя всю жизнь на одном месте и возделывая одно поле, египтянин знает как устроен мир, потому что вся долина Нила одинакова, а за ее пределами нет ничего хорошего. Все поделено нами на черное (там) и белое (тут). Поэтому увидеть нечто новое – это шок. Самому создать нечто новое – тем более шок.
Если египтянин видит что-то новое, неизвестное, он не может это игнорировать. Первым делом он ищет другого египтянина (см. пункт 1) и спрашивает у него. Если и тот не знает, что это, они вместе идут в храм, по пути собирая толпу, чтобы выяснить у жрецов, что делать. Хороший египтянин боится нового. Плохой египтянин хочет новое уничтожить.
Это – классическая точка зрения. Эхнатон говорит про новизну и иностранцев обратное, и возникающий разрыв шаблона является, собственно, предметом ролевой игры.
Жить в окружении враждебной природы, крокодилов, демонов и прочих чудищ было бы совсем безрадостно, если бы у египтян не было Фараона – бога, который на стороне египтян. С ним при желании можно победить и людей с песьими головами, и гигантского скорпиона.
Фараон богат и властен, потому что он бог. Прочие люди богаты и властны, потому что богатство дал им Фараон. Даст и возьмет обратно – это не только его воля, это закон мира. Поэтому нельзя завидовать богатству аристократии, это почти как не уважать Фараона, который это богатство дал.
Если твой знакомый удостоился чести от Фараона или чиновников, получил чин, рабов или землю, поздравь его лично, но лучше вдвоем с кем-нибудь (см. пункт 1) и расскажи о его успехе другим.
По многим свидетельствам, Египет был существенно менее деспотичен, чем другие государства Древнего мира и античности. Фараон и все военачальники воевали в строю, рабы были на положении пораженных в правах членов семьи и их было немного, пирамиды строили свободные люди, сохранявшие при этом достаточно вольный образ жизни. Общественный строй легитимен и справедлив по мнению египтян – это важно понимать. Вельможам подчиняются не потому что у них кнут, а потому что, во-первых, им дал власть Фараон, во-вторых, кто-то обязательно должен собирать всех на ирригационные работы, а в-третьих, других общественных систем не существует.
Хотя мы все знаем, что фараонов закон человечен и справедлив, но если кто-то из вельмож начинает его очевидным образом нарушать, можно дать ему мотыгой по голове. Не из ненависти к социальному строю, а лишь из желания соблюсти закон, установленный Фараоном.
Египтянин со всеми "на ты", не презрителен с низшими и не подобострастен к высшим. Если человек, с которым ты говоришь, жрец или чиновник Фараона, добавляй к обращению "уважаемый". С Фараоном говорить нельзя, пока он этого не прикажет.
© JNM Group 2010–2014 версия 1658 / 1656 / 2014-12-02 04:09:59 / vmz | amarna@jnm.ru |