Менталитет
Здесь мы публикуем текст, который
написал к игре
Николя.
Не то, чтобы он в полной мере отражал мастерскую позицию,
но если кого-то из игроков он вдохновит, мы против не будем.
Общинность
Египет – это одно из первых аграрных обществ,
причем пользующихся ирригационным земледелием.
Последнее очень важно, ибо подразумевает
невозможность существования небольших хозяйств –
только большая организованная группа людей
способна выкопать ирригационный канал,
построить дамбы от разлива Нила и так далее.
Поэтому египтяне живут не просто большими семьями,
но большими общинами, в которых все работают сообща.
Никто не ценит собственную индивидуальность, все ценят силу общины.
У простого человека нет личного богатства и успеха
– есть богатство и успех его общины или артели.
Египтянин богат, когда богаты храмы, в которые он ходит
и богата община, в которой он работает.
Модельное правило 1
Если египтянин собирается что-то сделать –
выполнить работу, пообедать, сходить в храм и так далее,
он зовет с собой товарища и они делают это как минимум вдвоем.
Ксенофобия
Мир египтянина прост, невелик и страшен.
Есть Нил и его узкая плодородная равнина.
Все это окружено пустыней – Красной Землей,
где покоятся души мертвых и живут гигантские скорпионы,
и жестоким морем, которое нельзя пить,
обиталищем злых духов и демонов.
На юге и северо-западе – Горемычная земля,
люди там живут плохо и несчастно, не знают письма и не строят домов.
Раз они живут несчастно – значит за что-то наказаны,
а раз наказаны – значит плохие люди.
Дела иметь с ними не нужно.
Таким образом, даже живя всю жизнь на одном месте
и возделывая одно поле, египтянин знает как устроен мир,
потому что вся долина Нила одинакова,
а за ее пределами нет ничего хорошего.
Все поделено нами на черное (там) и белое (тут).
Поэтому увидеть нечто новое – это шок.
Самому создать нечто новое – тем более шок.
Модельное правило 2
Если египтянин видит что-то новое, неизвестное,
он не может это игнорировать.
Первым делом он ищет другого египтянина
(см. пункт 1) и спрашивает у него.
Если и тот не знает, что это, они вместе идут в храм,
по пути собирая толпу, чтобы выяснить у жрецов, что делать.
Хороший египтянин боится нового.
Плохой египтянин хочет новое уничтожить.
Это – классическая точка зрения.
Эхнатон говорит про новизну и иностранцев обратное,
и возникающий разрыв шаблона является, собственно, предметом ролевой игры.
Фараон
Жить в окружении враждебной природы, крокодилов, демонов
и прочих чудищ было бы совсем безрадостно, если бы у египтян
не было Фараона – бога, который на стороне египтян.
С ним при желании можно победить и людей с песьими головами,
и гигантского скорпиона.
Фараон богат и властен, потому что он бог.
Прочие люди богаты и властны, потому что богатство дал им Фараон.
Даст и возьмет обратно – это не только его воля, это закон мира.
Поэтому нельзя завидовать богатству аристократии,
это почти как не уважать Фараона, который это богатство дал.
Модельное правило 3
Если твой знакомый удостоился чести от Фараона или чиновников,
получил чин, рабов или землю, поздравь его лично, но лучше
вдвоем с кем-нибудь (см. пункт 1)
и расскажи о его успехе другим.
Социальная лестница
По многим свидетельствам, Египет был существенно менее деспотичен,
чем другие государства Древнего мира и античности.
Фараон и все военачальники воевали в строю,
рабы были на положении пораженных в правах членов семьи
и их было немного, пирамиды строили свободные люди,
сохранявшие при этом достаточно вольный образ жизни.
Общественный строй легитимен и справедлив по мнению египтян
– это важно понимать.
Вельможам подчиняются не потому что у них кнут, а потому что,
во-первых, им дал власть Фараон, во-вторых, кто-то обязательно
должен собирать всех на ирригационные работы, а в-третьих,
других общественных систем не существует.
Хотя мы все знаем, что фараонов закон человечен и справедлив,
но если кто-то из вельмож начинает его очевидным образом нарушать,
можно дать ему мотыгой по голове. Не из ненависти к социальному строю,
а лишь из желания соблюсти закон, установленный Фараоном.
Модельное правило 4
Египтянин со всеми "на ты", не презрителен с низшими
и не подобострастен к высшим. Если человек, с которым ты говоришь,
жрец или чиновник Фараона, добавляй к обращению "уважаемый".
С Фараоном говорить нельзя, пока он этого не прикажет.
|